четверг, 11 августа 2016 г.

Екатеринбург_Златоуст (август 2016). Кыштым - Златоуст

День первый 07 августа
В этот день мы выбрали две точки маршрута для прогулки и посещения интересных мест: Кыштым и Златоуст.

Выехали из Екатеринбурга  после 8-ми часов, около 12 были уже в Кыштыме.
Оказывается, в окрестностях этого городка много водоемов, озер с прозрачной водой - Увильды, Иртяш, Акакуль, Анбаш, Сазаново - невысокие горы и пещеры, в том числе Сугомакская - карстовая пещера в мраморном массиве, очень редкое явление. Почему-то это место называют маленькой "русской Швейцарией".
Есть еще одно странное местечко с народным названием "Карьер Русское Бали" - каолиновый карьер.
Сугомак мы оставили на обратный путь, а каолиновый карьер совсем не планировали посетить. Очень много красивейших мест и впечатлений уложили в эти три дня.

Из городских достопримечательностей мы обнаружили:
1) Усадьбу заводчиков Демидовых, построенную в XVIII веке, претендующую на звание самого первого из Белых домов. Демидовы построили свой Белый дом раньше, чем появилась резиденция в Вашингтоне и далее по всему свету. Сейчас усадебный комплекс реставрируют, в нем работает Кыштымский историко-революционный музей. «Историко-революционный» он официально, но по сути - краеведческий и универсальный: картины, минералы, каслинское литье, книги и документы.
2)  На холме над демидовской усадьбой возвышается Христорождественский собор. Он тоже напоминает о заводах: церковное крыльцо отлито из местного чугуна. Собор удивляет не только красотой, но и тем фактом, что при советской власти он не закрывался. Это главная церковь Кыштыма и окрестностей. Есть еще храм Сошествия Святого Духа, возведенный в 1764 году.
Демидовы и создали город Кыштым, возникший из поселений при железоделательном и чугунолитейном заводах. Заводы действуют до сих пор: железоделательный преобразовался в медеэлектролитный, а из чугунолитейного выросло Кыштымское машиностроительное объединение.
Благодаря заводам появилась еще одна городская достопримечательность - система прудов и плотин. Вода была необходима для работы с металлом, но в Кыштыме сделали не утилитарное промышленное сооружение, а каналы, проложенные вдоль всего исторического центра. Приятные места для прогулок.
Нижнекыштымский железоделательный и Верхнекыштымский чугунолитейный заводы заработали в 1757 году - эта дата считается днем рождения Кыштыма, образовавшегося из рабочих поселков. Название города определенно имеет тюркские корни, но их значение точно не определено. По одной версии, слова «кыш» и «тым» означают «тихое зимовье». По другой - так назывались две речушки, на месте слияния которых вырос город. Согласно третьей, «кыштым» это башкир-данник.
Демидовские заводы выпускали высококачественное железо под маркой «Два соболя», которое ценили и в России, и за границей. В XIX веке Кыштым стал центром горного округа, объединившего все окрестные предприятия. В начале ХХ века заводы перешли под управление Англо-Сибирского акционерного общества, одним из учредителей которого был английский промышленник Джон Лесли Уркварт. При нем железоделательный завод перешел на выпуск черновой меди. Сейчас это предприятие называется ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод» и специализируется на производстве высокочистой катодной меди.
Вот, собственно и всё. что мы увидели в Кыштыме.

Далее трасса до Златоуста проходила через город Карабаш.
С 1837 года в этой местности строятся медеплавильные заводы. В какой-то момент своей истории завод выплавлял почти треть от объемов получения меди во всей России.
В 1950—1970-е годы характеризуются обострением экологических проблем, связанных с грязным медным производством и фактически отсутствием удовлетворяющих сооружений по очистке выбросов и отходов производства.
В конце 1989 года старое металлургическое производство останавливается. Очевидна глубокая кризисная ситуация в экологии города: экология ухудшается настолько, что в городе вымирает растительность.  В 1998 году в городе медеплавильное производство возобновляется из-за обострения социально-экономической ситуации, но включаются новые технологии.
Мы проезжали с закрытыми окнами и с ужасом на лицах:((
За все 90 лет работы всех заводов в Карабаше до остановки последнего из них в 1989 году принцип выработки металлов и оборудование существенно не менялись, очистные сооружения практически не совершенствовались.
При производстве меди из медной руды образуется большое количество вредных веществ, в основном газов, таких, например, как производные свинца, серы, мышьяка и, собственно, меди. Все эти газы выбрасывались за период работы заводов практически беспрепятственно и выбросы от них не очищались. Вследствие этого общий вес выбросов за полный период работы заводов составил более 14-ти миллионов тонн. На других предприятиях сера извлекается из руды и перерабатывается в серную кислоту, но в Карабаше этого никогда не делалось.

Рядом гора, на которой находится поклонный крест.

На эту гору есть дорога, но мы не решились выходить из машины в таких суровых условиях: едкие краски химии,
умершая природа и отвратительный химический запах.

Далее мы  направились в Златоуст - третий по величине город в Челябинской области, самый высокогорный город Урала: перепад высот у различных городских улиц превышает 200 метров. Он раскинулся в той части Южного Урала, где высоко к небу поднимаются живописные, покрытые вечнозелеными хвойными лесами вершины Таганая и Уреньги.
Всемирную известность городу принесла оружейная фабрика, её украшенное холодное оружие и гравюра на стали. Именно поэтому знакомство с городом мы начали с Оружейной фабрики "Оружейник".
Контактная информация: Челябинская обл., г. Златоуст, ул. Полетаева, 139, тел. 8-912-89-69-333, 8 (3513) 62-70-30, www.oruzheinik.ru. Здесь мы присоединились к экскурсии, которая проходила в три этапа:
1) метание ножей,
2) рассказ об истории оружейного дела в России и Златоусте,
3) обзор производства.

В метании отличился, конечно, мужчина. В последнем раунде нож воткнулся ТРИЖДЫ.
Гид-экскурсовод Елена поведала нам некоторые секреты мастеров фабрики, продемонстрировала рабочие места специалистов, организовала встречу с художником-гравировщиком.
Экскурсия завершилась в музее фабрики, где в качестве экспонатов представлено дорогое холодное оружие: мечи, клинки, ножи и прочие предметы.
В целом, познавательно и доступно в воскресный день. Спасибо организаторам.

Далее мы пошли гулять на Красную горку и горный парк им. П.П.Бажова. Здесь в 2006 году
силами и на средства предприятия "Стройтехника" построена уникальная по архитектурному исполнению "Башня - колокольня с часовней Святителя Иоанна Златоуста".

Уникальность в том, что первая часть подъема находится в пристрое к часовне. Примерно на уровне третьего этажа имеется переход в саму башню. С колокольни открывается прекрасный вид на город и горные хребты Южного Урала - Таганай, Уреньга, Александровскую Сопку и др.
Всего 184 ступени, 34 метра.
Придумали легенду, что пока звучит колокол исполнится загаданное вами желание. А ударить в колокол может каждый, так как это входит в плату обзорной экскурсии (подъема).
Колокол отлит на Каменск-Уральском заводе и весит 1300 кг, диаметр - 1,2 м.
Вокруг башни-колокольни в 2015 году открыли Горный парк им. П.П. Бажова - новую туристическую достопримечательность Южного Урала.
Здесь можно увидеть известных персонажей бажовских сказов: Хозяйку Медной горы, Огневушку-поскакушку, Серебряное Копытце, Данилу-мастера. Но одними персонажами из произведений Бажова парк не ограничивается. На территории парка созданы деревянная избушка Бабы Яги, лесной трон, колодец, Змей-Горыныч, читающие книги скульптуры и многое другое.
В центре парка поднимается Водопадная башня с водопадом высотой 9 метров.

Есть здесь и смотровая площадка. На создание этих объектов ушло более 500 тонн камня из 8 карьеров. При строительстве Горного парка использовался Мансуровский и Бердяушевский гранит, Атлянский мрамор, скальные породы с карьера Радостный, скалы-останцы с хребта Уреньга, малахит и азурит с Михеевского карьера, габбро из Карелии, змеевик с Берёзовского карьера и горные породы с Малышевского месторождения.

В центре смотровой площадки поднимается Дуб жизни – ковано-сварная скульптура из меди высотой около 5 метров. На нем разместились 22 обитателя (птицы, животные, насекомые), найти их всех непросто. :) А мы и не пытались:)

У входа в Парк рядом с часовней установлен памятник Иоанну Златоусту, а также памятный камень в честь образования Златоустовского уезда и присвоения Златоусту статуса уездного города.

Адрес: г. Златоуст, пос. Красная горка, 16а. Работает ежедневно с 10:00 до 19:00.

Далее мы отправились в поездку на трамвае. В Златоусте курсирует самый высокогорный трамвай в России (уклон линии местами достигает 50%).

Трамвайная поездка по маршрутам - вариант экскурсии по городу. Рельсы оплетают почти все точки Златоуста, сходясь в самом центре, у Краеведческого музея (это бывший Дом Горного начальника). В окнах проскакивают пейзажи Таганая, Косотура, Александровской сопки, Уреньги, реки Ай и все основные достопримечательности города.
Трамваи курсируют по двум маршрутам: № 1 (Машиностроитель - Университет, объединивший когда-то существовавшие № 4 и № 5: 16 км, 30 остановок, 60 минут, по пн-пт ходят 18 вагонов) и № 3 (Площадь Металлургов - ПУ-35:11 км, 19 остановок, 35 минут, по пн-пт - 7 вагонов). Более сложный рельеф пути у «тройки». Интервал движения в среднем - 10 минут на маршруте № 1 и 13-16 минут на маршруте № 3. Стоимость билета - 18 р.

Нам удалось прокатиться от Красной горки до Машиностроителя и обратно по маршруту №1.
Сидели в трамвае более часа. Пейзажи были разные: и горы, и завод, и пятиэтажки, и частный сектор. Много разрушенного, старого. Ощущение возврата в 80-е годы прошлого века преследовало нас весь путь.
Рельеф действительно необычный, но резких перепадов высот мы не обнаружили.
Возможно нам это удалось бы в продолжении маршрута №1 и на номере 3. Кстати, последний трамвай - очень редкий, и мы его не освоили.